Monday, February 16, 2015
Сопоставительный анализ стихотворения Пушкина «Пророк» и одноименного стихотворения Лермонтова
В один из последних дней своей ссылки в Михайловское, 8 сентября 1826 г., взволнованный известием о казни руководителей декабристского восстания, Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором говорится о пророческом призвании поэта, о его героической миссии. По мысли Пушкина, поэт должен отречься от всего житейского ради служения истине и благородным идеалам свободы.
В стихотворении много архаичных слов, которые в обычной жизни не употребляются. Это придает стихотворению особую торжественность, подчеркивает глубину и значительность его содержания. В начале стихотворения возникает образ мрачной Пустыни, по которой с трудом передвигается путник, томимый жаждой. Но это духовная жажда - жажда идеала, истины. Шестикрылый серафим дает ему вещее зрение, тонкий слух, вместо сердца - пламенеющий огнем уголь.
Сюжет стихотворения связан с библейской легендой о пророке Исайе, к которому перилетел серафим и очистил егоот греха, коснувшись горящим углем его губ. Но в стихотворении Пушкина у серафима другая миссия. Он превращает обыкновенного человека во всевидящего и всеслышащего пророка, который по воле Бога, приказавшего ему «глаголом жечь сердца людей», должен нести по всему миру слово божественной истины.
Свое стихотворение «Пророк» (1841) Лермонтов пишет как бы вослед Пушкину. Вступив в диалог со своим великим предшественником, Лермонтов начинает свое стихотворение с того места, на котором кончается «Пророк» Пушкина. Он говорит о судьбе поэта-пророка, и мы узнаем, что же стало с ним, когда по велению Бога он стал «глаголом жечь сердца людей».Люди изгоняют поэта, относятся к нему с презрением, они смеются над его пророческим даром. Носитель божественной истины в стихотворении Лермонтова превращается в осмеянного пророка.
Сравнивая пушкинское стихотворение с лермонтовским, неверно было бы видеть в стихотворении одного поэта лишь утверждение жизни, а в другом — лишь скорбь и трагизм.Пушкинскийпророк тоже страдает, ведь преображение, которое совершает серафим, мучительно. А лермонтовский герой, гонимый и презираемый людьми, не теряет веры в гармонию и красоту мира, и это спасает его от отчаяния:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Впервые образ осмеянного пророка у Лермонтова возникает в его стихотворении «Поэт» (1838). Вспоминая прошлое Лермонтов создает образ поэта, жившего одной жизнью с народом. Его поэзия вдохновляла «бойца для битвы», его «стих, как божий дух, носился над толпой». Но поэзия перестала быть грозным оружием, а поэт превратился в осмеянного пророка:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь ты клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
В стихотворениях «Поэт» и «Пророк» Лермонтов напоминает своему поколению об идеалах прошлых лет. И, как это часто мы видим в творчестве Лермонтова, здесь утверждение великих идеалов сочетается с резким обличением действительности.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment